Расширение списка товаров для маркировки: как подготовить бизнес к нововведениям
13 ноября 2023 года Правительство РФ приняло Постановление №1899, расширяющее список товаров, обязательных к маркировке. Законопроект окончательно вступит в силу 1 апреля 2024 года. За это время владельцам бизнеса необходимо тщательно подготовиться — зарегистрироваться на сайте системы «Честный знак», настроить электронный документооборот, закупить оборудование и выполнить еще ряд обязательных действий.
Рассказываем, какие изменения ждут предпринимателей и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов.
Особенности законопроекта
Постановление затрагивает производителей, импортеров, тех, кто занимается реализацией — владельцев офлайн- и онлайн-магазинов, в том числе частных предпринимателей.
При ввозе товаров в Россию каждой единице присваивается уникальный код. Этот код предприниматель получает в национальной системе маркировки и печатает на упаковке. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС.
Подробнее об этапах маркировки товаров, читайте на сайте «Честный знак».
Сроки обязательной маркировки для разных участников товарооборота:
Производители, оптовики, розничные продавцы
Производители обязаны наносить коды на все товары, изготовленные с 1 апреля 2024 года. Продавцам с этого дня запрещается реализовывать новую продукцию без маркировки — только остатки.
Импортеры
Ввозить немаркированный товар разрешается до 01.06.2024. После этой даты любые вещи, не отмеченные кодами, будут расцениваться как контрафакт.
Сроки маркировки остатков — для всех участников:
Немаркированные остатки разрешается хранить и продавать до 01.07.2024. С июля необходимо получить на них коды в системе «Честный знак» — иначе продажа будет считаться незаконной.
Участники торговли должны описать, промаркировать остатки товаров до 1 октября 2024 года. До 31 октября их необходимо ввести в оборот. Если что-то не получилось реализовать — продукцию нужно списать до 1 ноября.
Если предприниматель не выполнит условия, то его привлекут к административной ответственности и назначат штраф вместе с конфискацией предметов нарушения. Подробная информация о размерах штрафов для физических и юридических лиц есть на сайте «Честный знак».
Рубашки, шубы и шарфы — продукция, обязательная к маркировке
В список товаров для учета попала практически вся базовая одежда (с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС):
6105 — Рубашки трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков.
4304 00 000 0 — Предметы одежды из искусственного меха (за исключением полотен, рукавиц, перчаток и митенок, а также головных уборов).
6113 00, 6210 — Одежда из фетра или нетканых материалов, текстильных материалов с пропиткой или покрытием (в части только верхней одежды).
6101, 6102 — Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, трикотажные или вязаные.
6205 — Рубашки мужские или для мальчиков.
6206 — Блузки, блузы и блузоны женские и для девочек.
6214, 6215 — Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали и аналогичные изделия, галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки.
6103 — Костюмы, комплекты, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков.
6104 — Костюмы, комплекты, жакеты, блайзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек.
6203 — Костюмы, комплекты, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты мужские или для мальчиков.
6204 — Костюмы, комплекты, жакеты, блайзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты женские или для девочек.
6110 — Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания.
Если вы не знаете, подлежит ли продукт маркировке — ориентируйтесь на код ТН ВЭД ЕАЭС. Он всегда указывается в сопровождающих документах — сертификате соответствия или декларации соответствия на товары.
Как подготовиться к изменениям
Выполните 6 шагов и обезопасьте свой бизнес:
Заключите договор с оператором ЭДО (электронный документооборот). Для оперативной передачи информации о товарах в систему «Честный знак» необходимо подключить и настроить электронный документооборот, создать электронную подпись. При любых операциях с продукцией оператор ЭДО распознает код маркировки на сопровождающих документах к товарам и отправляет данные. Вот несколько компаний, предлагающих подключение электронного документооборота:
Тензор,
Контур.Диадок,
Калуга Астрал. Выбирая партнера, ориентируйтесь на цели и задачи бизнеса — чем крупнее оператор, тем больше возможностей он предоставляет.
Зарегистрируйтесь на портале «Честный Знак». Выберите свой род деятельности — импорт, оптовая или розничная торговля и следуйте инструкции.
Станьте участником «ГС1 РУС». Пункт обязателен для производителей и импортеров. ГС1 РУС — ассоциация автоматической идентификации, выдающая проверенные коды для регистрации товаров. При сотрудничестве с другими организациями есть риск, что продукция не пройдет контроль, в то время как ГС1 РУС гарантирует легальность сделки.
Установите специальное оборудование. Всем продавцам необходимы 2D-сканеры, принтеры и другая техника для нанесения маркировки и считывания информации. На рынке представлено множество моделей под любой бюджет — на первое время необязательно покупать самое дорогое. Магазины с большим выбором оборудования — Комус,
Онлайн-касса,
Кассцентр.
Подключите ККТ. Лидеры рынка в этой сфере: Платформа ОФД,
Ferma. Компания-партнер берет на себя подключение к оператору фискальных данных (ОФД) и автоматически передает в налоговую сведения об операциях. При получении оплаты чек выбивается автоматически. Это особенно актуально для облачных касс.
Внедрите товаро-учетную систему. Нужна для интеграции с платформой «Честный знак», выгрузки кодов по чеку и автоматизации процессов. Самые популярные программы учета: «1С: Торговля и склад», «МойСклад»,«Контур». Внимательно изучите информацию о каждом продукте и принимайте решение, основываясь на нуждах бизнеса.
Схема работы магазина после внедрения системы маркировки
Прием товара. Сотрудник принимает продукцию и универсальный передаточный документ (УПД) с кодами. Коды на товарах сверяются с теми, что указаны в УПД и автоматически передаются в систему «Честный знак». После этого продукция раскладывается на полки или загружается на маркетплейсы.
Продажа. Когда покупатель выбрал товар, продавец вновь сканирует его на кассе и предлагает способы оплаты. При онлайн-продаже работник склада сканирует товар перед отправкой.
Выход из оборота. После успешной оплаты/отгрузки продукция считается реализованной — информация об этом направляется в «Честный знак» из онлайн-кассы через ОФД.
Сколько стоит переход к обязательной маркировке
В таблице указаны примерные цены — точная сумма расходов при подготовке бизнеса зависит от тарифов вашего оператора ЭДО, стоимости используемого ПО и оборудования.
Квалифицированная электронная подпись
От 3000 руб.
Регистрация в системе «Честный знак»
Бесплатно
Сотрудничество с ЭДО
От 7 руб. за 1 документ
Сканер штрихкодов
От 5000 руб.
Онлайн-касса с ФФД 1.2.
От 15 000 руб.
Лицензия товароучетной системы
От 2500 руб.
Итог
~100 000 руб.
Подключитесь к маркировке заранее
Своевременная подготовка бизнеса позволит избежать неприятностей и штрафов. Начните внедрять новые процессы уже сейчас — так у вас будет время протестировать взаимодействие с платформой «Честный знак», купить и настроить оборудование, выбрать актуальную систему учета товаров и обучить сотрудников. Переход на новые правила должен быть постепенным и последовательным, что позволит тщательно подготовиться и предусмотреть возможные нюансы в работе.
Хотите и дальше получать полезную информацию? Зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Личный кабинет
Уважаемые оптовые клиенты! Минимальная сумма заказа — 25000 рублей.
восстановление пароля
Внимание! Напишите почту, указанную при регистрации в нашем магазине.
Заказать звонок
Внимание! Количество товаров в наличии носит информационный характер и может измениться в течение нескольких минут.